Версия для слабовидящих

«Полет в будущее»


Проектная инициатива

в рамках реализации стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года

(МБОУ Лицей «Созвездие» № 131 г. о. Самара)

I. Общая информация

1. Наименование проектной инициативы:

Стратегический проект: «Полет в будущее»

Тема проекта: Развитие инженерного мышления через деятельность центра робототехники «Планета роботов»

2. Информация об учреждении:

2.1.Название учреждения по Уставу (полное и сокращенное):

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Созвездие» № 131» городского округа Самара (МБОУ Лицей «Созвездие» № 131 г.о. Самара).

2.2. Почтовый адрес:

443083, г. Самара, ул. Промышленности, 319

2.3. Телефон, факс, электронная почта:

тел.: f 261-14-40, 261-14-90

e-mail:  school131@bk.ru

2.4. Фамилия, имя, отчество руководителя:

Басис Людмила Борисовна

3. Информация о руководителе проектной площадки:

3.1. Фамилия, имя, отчество руководителя

Трещанин Максим Игоревич,

3.2. Должность

директор ГБОУДОД СОЦДЮТТ

3.3. Адрес для переписки с руководителем

e-mail:  fullchoice@mail.ru

3.4.Контактные телефоны

тел.: 89874307586

 

4. Команда проектной площадки:

  1. Басис Людмила Борисовна, директор МБОУ Лицей «Созвездие» №131.
  2. Жиляева Ольга Михайловна, заместитель директора по НР МБОУ Лицей «Созвездие» №131.
  3. Крылов Александр Олегович, преподаватель кафедры информационно-измерительной техники СамГТУ.
  4. Колыбанов Сергей Сергеевич,  учитель информатики МБОУ Лицей «Созвездие» №131.
  5. Сотрудники МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга успеха».

5. Консультанты проектной инициативы:

  1. Макарова Ирина Сергеевна, к.ф.-м.н., доц. кафедры  ПМИИС СамГУПС
  2. Гришин Вячеслав Николаевич, депутат Думы г.о.Самара
  3. Корнилов Сергей Сергеевич, директор Автономной некоммерческой организации «Кластерный инжиниринговый центр Самарской области»

II. Аннотация к проектной инициативе

1. Краткая аннотация к проекту

Инженерное образование всегда являлось основой экономического развития страны, а в настоящее время его актуальность особенно велика в связи с повышением запроса на новые технологические решения, новые кадры, новый профессионально-ориентированный опыт.

Особую роль в формировании инженерного потенциала играет система дополнительного образования, так как именно здесь решается проблема индивидуализации, специализации и профессиональной ориентированности дополнительных образовательных программ. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального и практикоориентированного опыта, профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры, создания установок на созидательную, продуктивную деятельность.

В МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о.Самара, начиная с 2014 г., активно внедряются новые направления инженерно-исследовательской деятельности – Lego-конструирование, робототехника и беспилотные летательные аппараты. Так за 2015 – 2016 г.г. 10 обучающихся Лицея стали дипломантами и призерами международных, всероссийских и региональных конференций и фестивалей в области робототехники и БПЛА. Внедрение направления робототехники и БПЛА в систему дополнительного образования лицеистов имеет особое значение, т.к. Лицей осуществляет обучение детей по программам повышенного уровня сложности по математике, физике, химии. Ежегодно около 70% выпускников поступает в вузы по естественно-техническому профилю обучения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование инженерного мышления на ранних ступенях обучения для лицеистов весьма актуально.

Основная идея предлагаемого проекта заключается в создании на базе МБОУ Лицей «Созвездие» №131 инновационного образовательного центра робототехники, который объединит творческий и научный потенциал школьников общеобразовательных учреждений микрорайона, студентов, педагогов и технических специалистов ВУЗов и промышленных предприятий г.о.Самара с целью реализации программ и проектов, связанных с такими направлениями как «Робототехника», «Легоконструирование», «Программирование», «Авиамоделирование».

Проект создан с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей МБОУ Лицей «Созвездие» № 131, наличия партнеров для реализации проекта, заказа обучающихся и их родителей.

 III. Содержание проектной инициативы

3.1. Определение проблемы

Важнейшей целью образования сегодня является создание условий для формирования личности, стремящейся к непрерывному повышению своего образовательного уровня. Обучение через всю жизнь позволяет выпускнику посредством достижения личного благополучия улучшать благополучие своей страны. В период необходимости резкого скачка инновационного развития экономики особое значение приобретает понимание новым поколением традиций и направлений развития своего региона, значимости вклада региона в развитие страны, осознание своего места и своей роли в инновационных процессах региона.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной Правительством Самарской области 12 июля 2017 г., развитие системы образования региона будет ориентировано на повышение доступности и качества предоставляемых услуг, подготовку востребованных на рынке труда квалифицированных кадров, способных повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни и использовать в работе вновь обретаемые компетенции.

Ключевая роль в этом процессе будет отведена развитию системы профессионального образования в рамках развития основных промышленных кластеров Самарской области: аэрокосмического, нефтехимического и автомобилестроительного. Обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров является залогом и непременным условием стабильного развития указанных кластеров в регионе.

Однако сегодня в области и городе существует острое противоречие: разрыв между квалификационными требованиями работодателей и образовательными стандартами, диспропорция между спросом и предложением квалифицированных инженерных кадров на рынке труда. Традиционная массовая школа не в состоянии решить вопрос профессионального самоопределения в политехнической сфере и не имеет в этой области значимого опыта и традиций. Поэтому одной из главных задач системы образования является создание условий для массового вовлечения обучающихся в инженерно-технологическое образование, в проектно-исследовательскую работу и научно-техническое творчество с целью эффективной самореализации молодежи, ее развития в интересах региона и страны.

В МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара начиная с 2014 г. активно внедряются такие направления исследовательской деятельности как легоконструирование и робототехника.

  • С 2015 г. работает направление дополнительного образования и внеурочной деятельности «Робототехника», включающее в себя «Легоконструирование» и «Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)».
  • С сентября 2015 г. в 3-х классах в рамках внеурочной деятельности внедрена программа курса «Легоконструирование» (обучалось 84 ребёнка).
  • С сентября 2016 г. в 3-4 классах в рамках внеурочной деятельности внедряется программа курса «Легоконструирование» (обучалось 210 детей).
  • С сентября 2017 г. в 2-4 классах в рамках внеурочной деятельности внедряется программа курса «Легоконструирование» (обучается 310 детей).
  • По программе «БПЛА» на 2016 г. Лицей являлся городской проектной площадкой «Школа беспилотных технологий  и робототехники».
  • В 2017 г. Лицей стал городской проектной площадкой по направлению «Полет в будущее»с проектом «Зеленая карта района: взгляд с высоты».

Результатом работы городской проектной площадки «Школа беспилотных технологий и робототехники» стало освоение обучающимися приемов создания простейших моделей БПЛА, эксплуатация стенда гексакоптера. В результате реализации проекта «Зеленая карта района: взгляд с высоты» обучающиеся освоили приемы аэрофотосъемки и оперативного картографирования, цифровой обработки полученных в результате аэрофотосъемки данных. Накопленный положительный опыт в области конструирования беспилотных летательных аппаратов и проведения аэромониторинговых исследований имеет большое значение для профориентации и развития научно-технического творчества обучающихся Лицея.

Таким образом, совокупный анализ современных тенденций развития страны, региона, а также линий образовательной политики МБОУ Лицей «Созвездие» №131 позволяет определить дальнейшее направление: выстраивание системы работы с обучающимися Лицея и школ микрорайона на базе имеющихся материальных и образовательных ресурсов Лицея с целью повышения мотивации школьников к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля.

3.2. Общая цель и задачи проектной деятельности

Целью проекта является создание инновационного образовательного центра робототехники «Планета роботов» (далее Центра), который будет способствовать формированию и развитию инженерного мышления у обучающихся лицея и школ микрорайона посредством аккумулирования имеющихся в Лицее материально-технических и методических ресурсов и обеспечения преемственности обучения средствами робототехнических конструкторов нового поколения.

Задачи проекта:

  • Повысить общую техническую грамотность обучающихся Лицея и школ микрорайона.
  • Организовать  систему профориентационной работы среди обучающихся через развитие интереса к проектной и конструкторской деятельности.
  • Сформировать единое информационное и образовательное пространство инженерно-технологического образования с учетом потребностей регионального рынка труда.
  • Разработать механизм взаимодействия, обеспечивающий интеграцию ресурсов для развития научно- технического творчества учащихся в рамках реализации проектов «Планета роботов», «Зеленая карта района: взгляд с высоты» и др.
  • Апробировать курс «Образовательная робототехника» во внеучебном процессе для обучающихся Лицея  и школ микрорайона.
  • Обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехнологий в образовательном процессе.
  • Предоставить дополнительные образовательные услуги по следующим укрупненным направлениям: робототехника, инженерно-техническая деятельность, информационные технологии, авиамоделирование.
  • Организовать сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, а также ведущими промышленными предприятиями города и региона.
  • Организовать повышение квалификации педагогов и подготовку научно-педагогических кадров для создания системы тьюторской поддержки обучающихся и научного руководства научно-исследовательской, конструкторской и проектной деятельностью лицеистов.

 3.3. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

Критерии

Показатели оценки результативности и эффективности реализуемого проекта

1.Качество знаний обучающихся

1.1. Положительный уровень качества знаний (по данным мониторинговых исследований)

1.2. Охват обучающихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую работу и научно-техническое творчество.

1.3. Количество участников олимпиад, конкурсов, конференций различных уровней.

2.Распространение педагогического опыта, публикации

2.1. Проведение ознакомительных семинаров, вебинаров, конкурсов не менее 1 раза в полугодие (внутри учреждения) и 1 раз в год – городской уровень.

2.2. Создание методической поддержки проекта.

2.3. Создание странички проекта на сайте Лицея.

3. Инновационная деятельность

3.1. Наличие программ по LEGO-конструированию, робототехнике, программированию, БПЛА, авиамоделированию.

3.2. Увеличение количества педагогов, повысивших квалификацию по инновационным направлениям (робототехника, БПЛА и др.).

3.3. Расширение социального партнерства и вовлечение партнеров в реализацию проекта.

Основным показателем эффективности проекта является увеличение количества обучающихся, которые заняты творческой и технической деятельностью на базе Центра, а также удовлетворение их духовных и социальных потребностей.

Наименование

Численные показатели на 2015/16 уч. г.

Численные показатели на  2016/17 уч. г.

Численные показатели  на   2017/18 уч.г.

Планируемые показатели на  2018/19 уч.г.

Количество детей,  занятых в кружке «Легоконстру-ирование», чел.

84

110

310

350

Количество детей, занятых в кружке «Робототехника», чел.

0

41

83

110

Количество детей,   занятых в кружке «БПЛА», чел.

10

22

42

65

Количество победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревно-ваний, чел.

9

41

45

49

IV. Описание проектной инициативы

4.1. Основные идеи проектной инициативы

Основной замысел проектной инициативы:

Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса выдвигают актуальную задачу формирования у современных молодых людей инженерного мышления. Необходимым условием развития инженерного мышления является взаимосвязь общего и дополнительного образования, т.к. классно-урочная система при всей своей универсальности не может решить в полной мере всех стоящих перед современной школой проблем.

Для решения поставленной задачи в проекте предлагается создание инновационного образовательного центра робототехники «Планета роботов», основной целью деятельности которого будет профессиональная ориентация обучающихся лицея и школ микрорайона на инженерные направления с помощью раннего приобщения к научно-техническому творчеству.

Проектные и исследовательские занятия начинаются уже в начальной школе в рамках кружковой деятельности. В 5-8 классах проектная и исследовательская деятельность продолжается на уроках технологии. И уже во внеурочное время происходит углубление в проектную деятельность (создание концептуальных и технологических проектов повышенной сложности) учащимися 5-11 классов.

Для успешной реализации проекта необходимо введение элементов образовательной робототехники в процесс обучения лицеистов от начальной ступени до выпускных классов, что позволит обеспечить преемственность процесса формирования инженерного мышления для разных ступеней обучения.

Уровни обучения

Классы

Процессы формирования инженерного мышления

Первый уровень

1-4

Пропедевтическое знакомство (шахматы, ЛЕГО, авиамоделирование).

Второй уровень

5-7

Развитие любознательности, выражающееся в изучении отдельных учебных предметов:

  • технология,
  • естествознание (физика, химия),
  • внеурочная деятельность: робототехника (контроллер «Ардуино», авиамоделирование)

Третий уровень

8-9

Освоение базовых и повышенных инженерных компетенций и получение профессиональных навыков через углублённое изучение отдельных учебных предметов и внеурочную деятельность:

  • математика, физика, технология (инженерная направленность);
  • внеурочная деятельность: робототехника (БПЛА, гексакоптер).

Четвёртый уровень

10-11

Освоение специальных и специализированных компетенций, выражающихся в целенаправленной деятельности с ориентацией на научное исследование, профильное самоопределение, развитие предпринимательских компетенций, получение профессии

Таким образом, на всех уровнях обучения выстраивается блок инженерно-технического образования, который может быть реализован в рамках деятельности инновационного образовательного центра робототехники «Планета роботов».

Сетевое взаимодействие

1)      Участники проектной инициативы

  • Педагогический коллектив
  • Обучающиеся
  • Родительская общественность
  • Социальные партнеры (образовательные организации, предприятия города и области, СМИ)

2)      Совместная деятельность Лицея с образовательными организациями общего и среднего образования (школами микрорайона, авиационным техникумом) заключается в:

  • проведении совместных мероприятий по обмену инновационным опытом в области использования образовательной робототехники в образовательном процессе и во внеурочной деятельности;
  • организации сетевого взаимодействия с целью участия в сетевых проектах;

3)      Совместная деятельность Лицея с вузами-партнерами (ФБГОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», ФБГОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Национальный исследовательский университет им. Королёва, Сам ГМУ) по поддержке проектной инициативы предполагает:

  • предоставление для занятий лицеистов имеющихся в ВУЗе материальных и кадровых ресурсов;
  • реализация краткосрочных образовательных программ: экскурсий, циклов научно-популярных лекций, семинаров, мастер-классов, лабораторных практикумов;
  • проведение открытых мероприятий: дни открытых дверей, защиты и выставки образовательных проектов студентов и школьников, конкурсы и олимпиады;
  • проведение семинаров и курсов повышения квалификации для педагогов;
  • научно-методическое сопровождение деятельности Лицея по реализации инженерно- технического образования.

4)      Совместная деятельность Лицея с образовательными центрами, предлагающими обучающимся инновационные образовательные программы и экспериментальную деятельность:

  • ГБОУДОД СОЦДЮТТ;
  • МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга успеха»;
  • МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»;
  • Технопарк «КВАНТОРИУМ»

5)      Возможности сотрудничества с производственными объединениями:  Автономной некоммерческой организации «Кластерный инжиниринговый центр Самарской области», завод «Прогресс».

6)      Внимание городского сообщества к проекту может быть привлечено

  • с помощью СМИ;
  • открытого ресурса с презентацией Центра, размещенного в сети Интернет;
  • разработки методической литературы по использованию образовательной робототехники в учебном процессе и дополнительном образовании.

4.2. Рабочий план реализации проектной инициативы

Этап

Мероприятие программы

Срок реализации

I этап Подготовительный

1. Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс Лицея с целью формирования инженерного мышления.

2.Формирование программы экспериментальной деятельности.

3. Формирование команды педагогов для реализации проекта.

4.Разработка дополнительных общеразвивающих программ по направлениям: Робототехника, Легоконструирование, Программирование, Авиамоделирование.

5. Организация материально-технического обеспечения Центра робототехники «Планета роботов».

6. Повышение квалификации педагогов.

декабрь 2017-март 2018

II этап
Основной

1. Практическое осуществление экспериментальной деятельности (1-я ступень):

-        реализация на базе Центра «Планета роботов» дополнительных общеразвивающих программ для учащихся начального звена, 5-7 классов;

-        подведение и анализ промежуточных результатов для указанных групп учащихся;

-        выполнение корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей Центра для формирования инженерного мышления;

-        расширение сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями;

-        привлечение обучающихся из других образовательных организаций к техническому творчеству, проведение PR-кампаний;

-        организация и проведение мастер-классов, практикумов, семинаров, вебинаров по теме проекта;

-        участие во Всероссийских, региональных, муниципальных мероприятиях по программированию, Lego- конструированию, робототехнике.

февраль 2018 - декабрь 2018

2. Практическое осуществление экспериментальной деятельности (2-я ступень):

-        реализация на базе Центра «Планета роботов» дополнительных общеразвивающих программ для учащихся 8-9 классов, старшего звена;

-        подведение и анализ промежуточных результатов для указанных групп учащихся.

-        Выполнение окончательной корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов;

-        организация и проведение мероприятий с работниками вузов, производственных предприятий города и области;

-        организация и проведение мастер-классов, практикумов, семинаров, вебинаров по теме проекта;

-        участие во Всероссийских, региональных, муниципальных мероприятиях по программированию, Lego- конструированию, робототехнике.

январь 2019 –

сентябрь 2019

III этап
Заключительный

1. Проведение итоговых мониторинговых исследований влияния деятельности Центра на критерии и показатели эффективности.

2. Проведение круглых столов педагогов, кураторов, специалистов, социальных партнеров по анализу эффективности реализации проекта.

3. Обобщение опыта проделанной работы в форме семинаров, вебинаров, практикумов, сетевых мероприятий по теме проекта.

3. Размещение результатов реализации проекта в СМИ, на сайтах сети Интернет, методических изданиях

 

сентябрь 2019- декабрь 2019

4.3. Конкретные результаты проекта

1)   Увеличение количества лицеистов и обучающихся школ микрорайона, охваченных проектной деятельностью в области формирования инженерного мышления, научно-технических разработок.

2)   Повышение мотивации обучающихся к получению инженерного образования.

3)   Разработка дополнительных общеразвивающих программ по направлениям: «Робототехника», «Легоконструирование», «Программирование», «Авиамоделирование».

4)   Издание методических рекомендаций по использованию образовательной робототехники для формирования инженерного мышления.

5)   Трансляция опыта работы на другие образовательные организации города, проведение сетевых мероприятий с обучающимися.

6)   Привлечение представителей вузов, промышленных предприятий города и области к деятельности Центра робототехники.



Что у нас нового?

[ Показать все новости ]

19/10/2018

На этой неделе в музей «Курской Битвы», находящийся в Лицее «Созвездие» № 131, посетили учащиеся из Гимназии № 4 и школ № 67, 90, 107, 123. Учащимся очень понравился музей и экскурсии. Наши экскурсоводы были рады поделиться своим опытом и пообщаться с коллегами.

Читать новость целиком

12/10/2018

План  мероприятий посвещенных "Параду памяти 7 ноября 1941г. "Оружие победы"" в МБОУ Лицее «Созвездие» № 131 на октябрь 2018-2019 уч. г.

Читать новость целиком

06/10/2018

В период с 1 по 5 октября 2018 года в рамках «Парада Памяти, посвященного памяти военного Парада в городе Куйбышеве 7 ноября 1941 года», в МБОУ Лицее «Созвездие» № 131 прошли уроки мужества.

Читать новость целиком